Главная \ Locus Standi \ Проблема отсутствия разметки и знаков при регулировании дорожного движения

Проблема отсутствия разметки и знаков при регулировании дорожного движения

 Согласно положениям части 4 статьи 12.15 КоАП РФ,

Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Следовательно, объективной стороной данного правонарушения является наличие одновременно двух обстоятельств:

1. - Нарушение Правил дорожного движения при выезде на полосу, предназначенную для встречного движения,

2. - Предназначенность полосы для встречного движения. 

1. Из Приложения №1 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», следует, что в зоне действия дорожного знака 3.20 («Обгон запрещен») запрещается обгон всех транспортных средств, кроме (за исключением) тихоходных.

Следовательно, сам по себе обгон транспортного средства, то есть выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен», не нарушает ПДД РФ, и не содержит объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

2. Отличие общеупотребимого содержания слова «обгон», а именно - «опережение кого-либо, чего-либо», что подтверждается словарем русского языка Ожегова, от содержания, придаваемого ему ПДД РФ, как движении с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, заключается в не основанной на законе презумпции осознания при совершении лицом маневра транспортного средства предназначенности полосы, используемой для обгона (опережения), именно как полосы встречного движения.

Применение лицами, привлекаемыми к административной ответственности, в своих пояснениях к Протоколам словосочетания "совершил обгон" или ему подобных, не могут являться достаточным основанием для привлечения к ответственности при отсутствии иных данных, поскольку должна исследоваться объективная возможность восприятия, а значит, и осознания, поскольку осознание без восприятия невозможно, предназначенности какой-либо полосы для встречного движения. Результаты судебного исследования объективной возможности восприятия должны найти свое отражение в судебных постановлениях.

Суд не может оставить без внимания положения Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в новой редакции, утвержденного Правительством РФ, согласно пункту 4.4 которого,

«На участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т.п.) или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки».

Таким образом, законодательство РФ предусматривает, что признаки, определяющие режим движения и непосредственно указывающие на предназначенность какой-либо полосы для встречного движения, должны объективно существовать до начала совершения любого маневра в виде соответствующей разметки, а при ее отсутствии, знаков.

Судебные постановления принятые без учета (рассмотрения и отражения в них) данных положений законодатедльства противоречат положениям части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, согласно которым, административным правонарушением признается противоправное (правило объективно существующее до момента нарушения), виновное (знал существующее правило и мог его исполнить) действие физического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

А, значит, полоса, предназначенная для встречного движения транспортных средств, должна объективно существовать (быть отграниченной разметкой или знаками) до начала маневра и водитель должен иметь возможность ее воспринимать именно в таком качестве, чтобы не нарушить запрет выезда на нее.